Про Аристотеля и значение его в истории, коротко и сжато

Более двух тысяч лет философы мурыжили аристотелевскую систему. Они то шли с ней в ногу, то пытались идти в разрез. В общем мурыжили, мурыжили да не вымурыжили… А тот факт, что аристотелевская система исчерпала себя лишь в наше время является подтверждением ее не убиваемой стойкости. И даже усопшая она не даёт нам покоя, но даёт смачный такой пендель к открытию все новых и новых философских открытий  на вопросы, где граница человеческого познания и что находится за ним….

Аристотель родился в 384 до н.э. в древней Стагире, на границе с Македонией, которая под предводительством Филиппа II после битвы покорило свободу всех за исключением Спарты и древнегреческих полюсов) А следом его прославленный сын Александр Македонский завоюет почти весь известный в то время мир, знаменуя восход новой, невиданной силы империи.

Отец Аристотеля Никомах неплохо пристроился при дворе.  Он был личным врачом Аминты III, отца Филиппа II и деда Александра Македонского. В результате этой родственной связи Филипп II и пригласил философа стать наставником своего бесноватого сына.

Но еще задолго до этого Аристотель был юн и горяч. Получив от отца наследство он в  лёгкую стал разбрасываться деньгами на женщин и вино.

И по всем законам жанра уже скоро он очнётся в какой-нибудь канаве без гроша, без друзей и без чувства собственного достоинства с огромной пустотой в душе и скорбью нереализованного потенциала.

Возможно именно в этот момент к нему с Олимпа спустился какой-нибудь средней важности божок и сказал – «Ты чё творишь дядя? А ну давай берись за голову, а ни то подохнешь так в сточной канаве и не дашь миру логику и кучу непонятных систем».

И Аристотель взялся. В тридцатилетнем возрасте он завязал с разгульной жизнью и отправился в Афины для того, чтобы учиться в платоновской академии, где и провёл 8 лет, набираясь ума у самого Платона.

Негоже было иметь такую безнравственную историю человеку на чьи учения будут полагаться большая часть христианской идеологии и средневековые комментаторы быстренько приписали характер непорочного святого, игнорируя эту не мысленную невежественную клевету о его беспробудном пьянстве и систематичных прелюбодеяниях.

Согласно этой скучной, более каноничной версии Аристотель попал а академию в 17-ем возрасте, минуя все тяжести и пороки того периода. Но даже некоторые христианские источники упоминают о малюсеньком периоде в жизни философа во время во время которого телесные утехи были чужды юному дарованию.

В начале своего учения Аристотель приклонялся перед Платоном, как перед живым Богом. Принцип Платоновского учения он положил в основу собственных разработок.

Но шли года и рос потенциал. Тщеславие нового философа было слишком велико, чтобы оставаться простым последователем. Слепо поклоняться учителю был не его удел и Аристотель начал искать к чему же можно придраться и ОПА НАШЁЛ. Обнаружил не просто противоречие, а черт побери целое изъянище в платоновской философии.

Все свои силы Аристотель положил на то, чтобы выявить все нестыковки платоновского учения. Чему не очень был рад сам Платон. На людях он своего недовольство не высказывал (авторитет, все такое). Но вот на едине.

В ответ на ярую критику учителя Аристотелем никомаховой этике издевательски перефразировал популярную тогда в то время фразу. Скрытый смысл имел примерно такой контекст: «Платон, ты конечно друг и все такое, но хватит нести чушь». В результате этот крылатый фразеологизм получил своё выражение в латинской интерпретации – «Платон мне друг, а истина дороже».

Аристотель в отличии от Платона оказался более приземленным человеком. Он спустил с небес идеи и облег их в понятие формы так называемые универсалии. Против идеализма Платона восстал новый титан философской мысли реализм.

Аристотель особой изобретательностью не отличился, споря с Платоном он попросту выбрал полностью противоположную точку зрения. Если его учитель считал, что главенствующим является мир идей, то в знак полного неприятия этой точки зрения нужно было просто поставить все с ного на голову.

Так академически заточенный ум Аристотеля в отличии от религиозного мышления Платона сделал привычным наш реальный мир, а существование идей сначала отодвинул на второй план, а потом и вовсе открестился от них, основательно и бесповоротно порвав с точкой зрения учителя. Постепенно Аристотель выдавал один уничижающий аргумент против теории Платона за другим. Аристотель делал все возможное, чтобы втоптать теорию идей в грязь. И даже смерть учителя не остановила философа в этом стремлении.

Платон умер в 347 году до н.э. пол дюжины великих умов академии единогласно считали, что на освободившимся месте должен быть самый выдающийся из всех мыслителей и проблема была в том, что каждый видел на этом посту лишь себя) Аристотель не стал исключением. Он как и все претендовал на место предводителя, но история распорядилась иначе.

Это место досталось двоюродному брату Платона, который оказался совершенно не достоин оказанного доверия. Однажды он приказал бросить собаку в колодец за то, что она лаяла во время лекций. Но всевидящее око кармы за всем наблюдает) В итоге брат закончил свою жизнь самоубийством, опозоренный едкими словами Диогена.

Первым делом на посту главы академии он брат начал избавляться от конкурентов. Оскорбленный Аристотель уехал из Афин. И в разлуке с родиной наметилась политическая философия мыслителя.

В отличии от Платона он выбрал прагматическую позицию. Вместо утопических идей он предлагал совершенно конкретные и действующие методы улучшения государства, которые во многом превышают теорию Макиавелли.

Но и у Аристотеля не обошлось без маньячества философ поощрял тиранию. Правление государством он сравнивал с кораблём, у которого должен быть один единственный рулевой.  Любая либеральная культурная, инакомыслящее течение должны быть уничтожены на корню. Население необходимо держать в страхе и заставлять работать на большом количестве общественных памятников. А чтобы граждане чувствовали необходимость в сильном лидере нужно периодически устраивать войны. Кажется и Сталин и Гитлер знакомы с политическим  трудами Аристотеля.

Как и у Платона Дионисе, так и у Аристотеля тоже был свой подопытный кролик. Им стал тиран города, но Аристотель не собирался делать из него философа, чтобы тот был достоин правлением идеального государства. Ему нужно было просто застваить тирана следовать его словам. Но и у Аристотеля особо выдающегося ничего не получилось.

Если противоречить своему учителю, то во всем. В отличии от Платона, ненавидящего драму Аристотель ее превознёс, считая, что с помощью сострадания и страха происходит очищение души, человек испытывает катарсис. (*нравственное очищение от страданий)

Но комедию он не жаловал, считая её из-за нелепости и смеха формой уродства, достойного лишь низшего сорта людей.

Природа не делает ничего напрасно заявил Аристотель и попытался вычленить из животных и растений иерархию родов и видов. Так прошло около двух тысячелетий пока Карл Линней, потом Жорж Луи де Бюффон и наконец Чарльз Дарвин не определили человека видом, который в результате труда эволюционировал от рода человекоподобных обезьян. Церковь была в бешенстве!

И вот Филипп Македонский завоевывает Грецию и объединит Полис. Он приглашает уже прославившегося Аристотеля стать учителем своего маленького, непослушного сына Александра. Аристотель не в восторге, но отказываться нельзя.

Аристотелю — 42, Александру — 13. За три года общения юный завоеватель не научился у него ровным счётом НИЧЕМУ. Александр считал Аристотеля старым пердуном, приставленным к нему отцом. А философ в свою очередь видел в молодом бестолковом юноше лишь трату своего времени. В конечном итоге ни тот, ни другой никакой пользы от этого союза не вынес словно такового и не было.

В 336 году до н.э. Филипп Македонский погибает от рук своего же телохранителя. Заказчик столь дерзкого покушения столь дерзкой истории неизвестен. Есть много теорий, но итогом всего становиться тот факт, что 16-летний Александр наследует трон.

Александр быстренько проводит несколько стремительных походов и начинает грандиозную компанию по завоеванию на тот момент известного мира. Африка, Азия Индия – все, о чем рассказывал Аристотель ему на уроке географии попадает в прицел его ненасытных амбиций.

Слава Богу, что Аристотель не знал о Монголии и Китае. Потому что если бы нашего завоевателя понесло туда, то новоиспеченный властелин мира выхватил бы люлей по полной и преждевременно открыл бы на запад путь монгольским нашествиям.

В 335 году до н.э. место главы академии вновь освободилось на этот раз оно досталось Ксенократу – старому другу. Снова великого мыслителя прокатили!) Но Аристотель не унывал. Он порадовался за друга. Пожелал ему удачи на  новом посту и назло всем открыл свою собственную школу. И давно было пора))

Школа относилась к храму Аполлона Летейского, Аполлона в облике волка. Таким образом школа Аристотеля получила названия Ликея, которая трансформировалась в привычный нам Лицей.

Аристотель читал лекции во время прогулок с учениками. Поэтому школа его последователям стала известна как перипатетика. Тех, кто ходит туда, сюда. Но это известный факт, о котором талдычат все кому не лень. Но вот некоторые источники однако утверждают, что ученики Аристотеля получили такое название потому, что их учитель читал лекции в крутой, сводчатой галереи, известной как «Перепатос».

Но да Бог с ним, где и как читал свои лекции Аристотель, а окунемся в саму суть самого занимательного открытия. Аристотель подарил миру ЛОГИКУ! Платон утверждал, что истина должна открываться диалектически, ну путем разговорного спора вопросов и ответов, а Аристотель расширил этот метод открытием силлогизма.

Силлогизм – это великолепная штука, показывающая, что если с гарантией 100% утверждаются две вещи, то третье утверждение будет неоспоримым заключением первых двух. Классический пример силлогизма:

  1.  каждый человек может лгать
  2.  политик это человек

Вывод = каждый политик может лгать.

Не поспоришь)

В 323 году до н.э. до Афин доходит весть о том, что Александр умер во время затянувшегося пира со своими генералами. Афиняне долго таили обиду на македонское иго и смерть Александра стала толчком к действию.

Аристотель, как учитель Александра стал жертвой войны афинской мести. Его привлекли к суду по сфабрикованному обвинению в непочтительности к богам. Что ж такое то, а? Неужели ничего нельзя нового придумать Афиняне? Скудненько у вас с фантазией, скуднеееенько.

Аристотель в отличии от Сократа был более приземленным. Столько много мучеников за столь короткий срок подумал Аристотель и дал дёру из Афин.

Однако Аристотель не выдержал расставания с родным Ликеем (*Лицеем) и в возрасте 63 лет по одной версии умер, а по другой покончил жизнь самоубийством.

Адроник Радовский, последний руководитель Ликея, собрал работы воедино и классифицировал по темам. Именно Адронику мы обязаны появлению слова Метафизика. Так он назвал ряд трактатов. Эти работы просто следовали по порядку за трудами по физике. Поэтому Адроник посути просто поставил приставку мето, что означает то, что после физики.

Во времена Римской империи Аристотель приобрел известность в качестве логика, но остальная часть его учения находилась в тенении платонизма, который ассимилировал аристотелевское учение.

Параллельно европейско-христианской ветви развития аристотелевской мысли существовала другая – не менее важная восточная ветвь, которая в свое время оказала большое влияние на средневековую Европу.

В начале первого тысячелетия до нашей эры основная часть работ Аристотеля была неизвестна западному миру. Но на ближнем востоке схоласты изучали его философию в полном объеме. В седьмом веке на арену мировой истории вышел Ислам. За ним последовали арабские завоевания всего среднего востока. Исламские мыслители быстро поняли плюсы работ Аристотеля, не обнаружив ничего неприемлемого с точки зрения их веры начали толковать их для своих целей.

В скоре учение Аристотеля было поглощено Исламской философией на столько, что почти полностью потеряло свой первоначальный смысл. Пока западный мир был погружен во тьму средних веков, Исламский мир продолжал интеллектуально совершенствоваться. На востоке Аристотелевская философия развивалась двумя великими исламскими схоластами – «абу аль хусейн аллах ибн сила», к счастью его можно просто называть Ависен. Вторым великим исламским комментатором Аристотеля является Аверолис.

Западная церковь понимала, что нужно что-то делать в противовес набирающему свою силу Исламу и христианские мыслители быстренько воздвигли логику, сделав Аристотеля верховным авторитетом философии. Служители церкви использовали его вычисления ереси, несомненно самый надежный способ отправлять человека на костёр.

Утверждая, что работы Аристотеля являются истиной в последней инстанции, церковь заглнала себя в угол. Конфликт между церковью и миром науки стан неизбежным.

Аристотелевское учение исчерпало себя, однако Аристотель все еще с нами. Современный американский философ Томас Кун утверждал, что Аристотель был помехой развитию науки на протяжении 15 веков. Её тормозило уверенность Аристотеля в геоцентризме (*Земля = центр вселенной) и в том, что мир состоит из простых элементов: земли, воздуха, воды и огня. Исследования Куном ошибок Аристотеля привело его к понятию о парадигме, которое произвело революцию в философии науки.

Неизбежный вывод, который следует сделать из концепции Куна о парадигмах таков – «Истина — это лишь отображение на веру принятых установок, которые отображают уровень достигнутых знаний того или иного времени.» Философия мертва заявил Стивен Хокинг. И он прав. Философская парадигма уже не в силах дать нам ответы на вопросы о природе бытия. Теория относительности и другие, что это не как отображение парадигм нашего времени, которые точно также как и предшествующие уйдут в небытие когда придет время новой…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *